Профориентация обучающихся
Профориентация в 2025-2026 учебном году
22.09.2025
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Цели школьной профориентационной работы:
Формирование у детей готовности к труду.
Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы:
Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия:беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты»
25.09.2025
https://kb.bvbinfo.ru/?section=vzaimodejstvie-s-roditelyami
ПРОФМИНИМУМ
25.09.2025
С 1 сентября 2025 года в МКОУ Госселекционной СШ в 6-11 классах продолжится
реализация единой модели профориентационной
деятельности «Профориентационный минимум».
Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной
деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников
6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
☝ Министерством просвещения Российской Федерации разработана
Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного
пространства Российской школы).
❓Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт
образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который
определён Минпросвещением, больше - можно.
☝ Министерство просвещения Российской Федерации разработало
единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен
профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и
инвалидностью.
☝Профминимум включает три уровня на выбор
образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный
год),
основной (не менее 60 часов в
учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в
учебный год).
☝ Каждый уровень
профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные предпрофессиональные
классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические,
предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке
труда;
урочная деятельность, которая
включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика,
химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с
целью профессионального окрашивания уроков;
внеурочная деятельность,
предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных
мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность,
профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков
открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие
профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа
(экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки,
профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки
технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий,
конкурсы профориентационной направленности.
дополнительное
образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных
потребностей);
профобучение
(обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с
родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с
представителями разных профессий).
☝ Один из ключевых
профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся
проходят региональные профориентационные пробы).
Цели и задачи
Профориентационного минимума
Цель –
выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая
реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Развитие
нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в
образовательных организациях;
Разработка научно-обоснованного содержательного
наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей
образовательных организаций;
Систематизация и
обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных
моделей профессиональной ориентации обучающихся;
Подготовка программ
повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную
деятельность в образовательных организациях;
Включение в
профориентационную работу профессиональных образовательных организаций,
организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости
населения, родительского сообщества;
Включение в
профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся
“группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая
аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных
организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального
и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам:
возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды
активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий
будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках
партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными
организациями, образовательными организациями высшего образования,
профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные
тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей
обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по
возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной
организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в
школе:
·
Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в
год);
·
Основной уровень (не менее 60 часов);
·
Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации
программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов
развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен
Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную
работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного
цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость
учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение
дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для
использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие
программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета
«Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных
проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей,
ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению);
профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы;
классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу
профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры,
консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в
онлайн-формате и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Экскурсии на
производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и
ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других,
посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на
базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
Конкурсы
профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей»,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом
склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного
возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным
оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными
средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего,
должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов,
классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения
уровня образования.
Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной
квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится
информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических
родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью
мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка,
а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных
профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом
мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными
образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного
комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики
профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские,
космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
В 2025-2026 учебном году в МКОУ Госселекционной
-СШ реализуется ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ «Профориентационного минимума».
Курс занятий «Россия – мои горизонты»
Материалы для внеурочной деятельности Профминимума
https://bvbinfo.ru/info-materials
Ответственное лицо за реализацию профминимума
в МКОУ Госселекционной -СШ
Смутнева Светлана Николаевна
График работы: пн-пт:
8:00 - 17:00
сб, вс: выходной
Материалы/фотоматериалы в
социальных сетях (отчеты о проведенных мероприятиях в рамках профориентационной
работы с обучающимися)
https://vk.com/public209834799
Сведения о профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования
Волгоградской области .
https://postupi.info/colleges/region/13
,
https://obraz.volgograd.ru/about/organizations/list/professionalnye-obrazovatelnye-organizatsii/
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Список_высших_учебных_заведений_Волгоградской_области