Критерии оценивания предметных результатов ФГОС НОО (2-4 классы). Русский язык. Родной язык. 1 класс 1. В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов. 2. В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением. 3. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии. 4. Высокому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 недочета. Среднему уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 3 и не более 3 недочетов. Низкому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца следует отнести письмо, которое в целом, не соответствует перечисленным выше требованиям, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу недочетов относятся: искажение формы букв; несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв; наличие неправильных соединений, искажающих форму букв; выход за линию рабочей строки, не дописывание до нее; крупное и мелкое письмо; отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 2-4 классы Диктанты Оценка «5»: ошибок нет, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма. Оценка «4»: допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка «3»: допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов; работа написана небрежно. Оценка «2»: допущено 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов; работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями; пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах; замену слов (более одного); отсутствие знаков препинания в пределах изучения программы данного класса. За ошибку в диктанте не считаются: ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; дважды записанное одно и то же слово в предложении; неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило; перенос слова. Требования к тексту диктанта: Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом на возможность выполнения всеми детьми. Текст содержит достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Требования к количеству слов в диктанте Первое полугодие Второе полугодие 15-20 слов 1 класс 25-35 слов 35-45 слов 2 класс 45 -55 слов 55-65 слов 3 класс 65-75 слов 75-80 слов 4 класс Грамматические задания Оценка «5»: все задания выполнены безошибочно, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100% от общего объѐма заданий. Оценка «4»: правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64% от общего объѐма заданий. Оценка «2»: с большинство грамматических заданий не выполнено. Низкий уровень: менее 50% от общего объѐма заданий. Словарный диктант Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1 ошибка и 1 исправление. Оценка «3»: 2 ошибки и 1 исправление. Оценка «2»: 3–5 ошибок. Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв. Требования к количеству слов в словарном диктанте Первое полугодие Второе полугодие 5-6 слов 1 класс 8-10 слов 10-12 слов 2 класс 10-12 слов 12-15 слов 3 класс 12-15 слов 15-18 слов 4 класс Изложения и сочинения К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальном уровне образования все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются. Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учѐтом содержания, речевого оформления и грамотности написания слов. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4 класса – до 25-30 слов. Оценка «5»: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словарного запаса, правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность). б) грамотность: нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 -2 исправления. Оценка «4»: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочѐт в содержании и построении текста. б) грамотность: 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления. Оценка «3»: а) по содержанию и речевому оформлению: имеются отступления от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений; бедность словарного запаса; имеются речевые неточности; 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления. Оценка «2»: а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторского текста; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями; словарный запас скудный, однообразный; более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. б) грамотность: более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений. Контрольное списывание Оценка «5»: нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма. Оценка «4»: 1 ошибка или 1-2 исправления (3-4 кл.); Оценка «3»: 2-3 ошибки и 1 исправление (3-4 кл.); Оценка «2»: 4 и более ошибок (3-4 кл.); За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов. Требования к тексту для списывания Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. 1-2 класс – списывание с печатного текста. 3-4 класс – осложнѐнное списывание (пропуск букв на изученные орфограммы). Требования к количеству слов в тексте для списывания Первое полугодие Второе полугодие 20-30 слов 1 класс 30-35 слов 40-50 слов 2 класс 50-60 слов 60-65 слов 3 класс 65-75 слов 75-90 слов 4 класс Тесты Оценка «5»: выполнено 100 - 90% от общего объема заданий; Оценка «4»: выполнено 89 - 75% от общего объема заданий; Оценка «3»: выполнено 74-51% от общего объема заданий; Оценка «2»: выполнено менее 50% заданий от объема заданий. Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание. Комбинированные, диагностические работы (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объѐма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 75%- 89% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень средний: 51% - 74% от общего объѐма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Низкий уровень: менее 50% от общего объѐма заданий. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося, оценка формируется по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Проверка техники чтения (нормативы ФГОС НОО) Примечание: 1. Ученику дается время на вчитывание в текст (10-15 секунд). 2. Первые две технических ошибки при чтении не влияют на итоговое оценивание. 3. При проверке техники чтения повышенного уровня каждый показатель увеличивается на 20 слов. Класс Первое полугодие учебного года Второе полугодие учебного года 1 класс не менее 25 – 30 слов в минуту не менее 40 слов в минуту 2 класс «2» – менее 35 слов в минуту «3» – 35-45 слов в минуту «4» – 46-49 слов в минуту «5» – 50 и более слов в минуту «2» – менее 45 слов в минуту «3» – 45-50 слов в минуту «4» – 51-59 слов в минуту «5» – 60 и более слов в минуту 3 класс «2» – менее 55 слов в минуту «3» – 55-65 слов в минуту «4» – 66-69 слов в минуту «5» – 70 и более слов в минуту «2» – менее 65 слов в минуту «3» – 65-75 слов в минуту «4» – 76-79 слов в минуту «5» – 80 и более слов в минуту 4 класс «2» – менее 75 слов в минуту «3» – 75-85 слов в минуту «4» – 86-89 слов в минуту «5» – 90 и более слов в минуту «2» – менее 85 слов в минуту «3» – 85-95 слов в минуту «4» – 96-99 слов в минуту «5» – 100 и более слов в минуту Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов); неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Чтение наизусть Оценка «5»: твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4»: знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»: читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2»: нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения; соблюдение пауз; правильный выбор темпа; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение. Оценка «5»: выполнены правильно все требования. Оценка «4»: не соблюдены 1-2 требования. Оценка «3»: допущены ошибки по трем требованиям. Оценка «2»: допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать безошибочно; читать выразительно. Оценка «5»: выполнены все требования. Оценка «4»: допущены ошибки по одному какому-то требованию. Оценка «3»: допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2»: допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка «5»: обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4»: допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3»: пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2»: не может передать содержание прочитанного. Английский язык Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное) Оценка «5» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная. Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более медленен. Оценка «3» ставится ученику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка. Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать (понимать значение) незнакомую лексику. Чтение с полным пониманием содержания (изучающее) Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ). Оценка «4» ставится ученику, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю. Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки. Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре. Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое) Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию. Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации. Оценка «3» ставится, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 2/3 заданной информации. Оценка «2» ставится в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте. Аудирование Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации. Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации. Оценка «3» ставится ученику, если он понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу. Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу. Говорение Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером. Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников. Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки. В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать: соответствие теме, достаточный объем высказывания, разнообразие языковых средств и т. п., а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий. Контроль монологического высказывания Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения. Оценка «4» выставляется обучающемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты. Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным. Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Обучающийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами. Объем монологического высказывания: 2 класс 3 предложения, 3 класс 4 предложения, 4 класс 5 предложений. Контроль диалогической речи При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся. Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. Оценка «4» ставится ученику, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. Оценка «3» ставится ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению. Оценка «2» ставится ученику, если он не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась. Объем диалогического высказывания: 2 класс по 3 реплики, 3 класс по 4 реплики, 4 класс по 4-5 реплик. Оценивание письменной речи учащихся Оценка «5»: коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Обучающийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста. Оценка «4»: коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Обучающийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста. Оценка «3»: коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Обучающийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста. Оценка «2»: коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Обучающийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. Критерии: - содержание (0-1-2-3 балла) – аспекты задания раскрыты; - организация (0-1-2-3 балла) – высказывание логично, соответствует плану, есть вступление, заключение, деление на абзацы, правильные связки; - грамматическое и лексическое оформление (0-1-2-3 балла) – 0 -1 ошибка - 3 балла; 2-3 ошибки - 2 балла; 4-5 ошибок - 1 балл; при 6 ошибках 0 баллов. - орфография и пунктуация (0 -1 балл) - при 6 ошибках 0 баллов. Количество баллов 9-10 баллов 7-8 баллов 5-6 баллов 4 и менее баллов или если 0 баллов за содержание Оценка 5 4 3 2 Объем письма: 2 класс до 30 слов, 3 класс до 40 слов, 4 класс до 50 слов. За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов от общего объѐма заданий: Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5» Контрольные работы Самостоятельные работы, словарные диктанты 50% - 69% 60% - 74% 70% - 90% 75% - 94% 91% - 100% 95% - 100% Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям: содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости). При неудовлетворительной отметке за содержание остальные критерии не оцениваются и работа получает неудовлетворительную отметку. организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы); лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых). Лексико-грамматический тест % правильно выполненного задания 90 - 100% 75 - 89% 60%-74% менее 60% Оценка 5 4 3 2 Математика 1 класс 1. Текущая аттестация учащихся 1-х классов по математике в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах. 2. В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных работ (15-20 мин) и контрольных работ по итогам тем (20-30 мин). 3. В конце учебного года проводится контрольная работа с целью определения уровня предметных результатов согласно требованиям программы по математике. Высокий уровень: работа выполнена без ошибок. Средний уровень: допускает ошибки, но 75% от общего объѐма работы выполнено верно. Низкий уровень: допускает ошибки, менее 50% от общего работы выполнено верно. При определении уровня сформированности математических умений орфографические ошибки не учитываются. 2-4 классы Контрольная работа (тематическая) Работа, состоящая из примеров: Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки. Оценка «3»: 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. Оценка «2»: 4 и более грубых ошибок. Работа, состоящая из задач: Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1–2 негрубых ошибки. Оценка «3»: 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки. Оценка «2»: 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки. Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. Оценка «2»: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. Математический диктант Оценка «5»: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка «4»: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа. Оценка «3»: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа. Оценка «2»: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа. Тест Оценка «5»: 100% от общего объѐма заданий. Оценка «4»: 80% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: 60% от общего объѐма заданий. Оценка «2»: менее 60% от общего объѐма заданий. Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание. Самостоятельная работа Носит обучающий характер. Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. На выполнение самостоятельной работы отводится: 2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин. Оценка «5»: ошибок нет, допускаются 1-2 недочѐта. Оценка «4»: не менее 75% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: не менее 50% от общего объёма заданий. Комбинированная работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объѐма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень базовый: 51% - 74% от общего объѐма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Уровень низкий: менее 50% от общего объѐма заданий. Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); нерешѐнная до конца задача или пример; невыполненное задание; ошибки при выполнении чертежа. Негрубые ошибки: неверно сформулированный ответ задачи; неправильное списывание данных (чисел, знаков); незаконченные преобразования; нерациональный прием вычислений; неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За небрежно оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной итоговой работе. Окружающий мир В рамках курса «Окружающий мир» разнообразные полученные школьниками знания должны позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний при решении заданий различного уровня. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, то есть умения по использованию знаний. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы. Способы оценивания: Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных (проектных) заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. По итогам проверочной, самостоятельной, контрольной работы оценка ставится всем ученикам. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. Оценка «5»: уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Оценка «4»: уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. Оценка «3»: достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Оценка «2»: уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Тестовая работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объѐма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объѐма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень базовый: 51% - 74% от общего объѐма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Уровень низкий: менее 50% от общего объѐма заданий. Изобразительное искусство Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов активность участия; умение собеседника прочувствовать суть вопроса; искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность; самостоятельность; оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание); владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания; общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы. Система коллективных работ дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка) Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5»: поставленные задачи выполнены, работа выразительна, интересна. обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка «4»: поставленные задачи выполнены, но работа не выразительна обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное. Оценка «3»: поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка «2»: поставленные задачи не выполнены обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. Технология Оценки выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними. Критерии оценки за выполнение изделия в целом: Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия. Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем обучающимся. Критерии оценки за отдельные технологические операции: Оценка «5»: точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых ; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы). Оценка «4»: если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й класс). Оценка «3»: если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс). Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько, оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения. Музыка Оценка теоретических знаний учащихся Оценка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Оценка хорового пения Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребѐнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Оценка «5»: знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «4»: знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное. Оценка «3»: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; пение невыразительное. Оценка «2»: исполнение неуверенное, фальшивое. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. Оценка выполнения тестовых заданий: Отметка «5»: 90 – 100% от общего объема заданий. Отметка «4»: 70 – 90% от общего объема заданий. Отметка «3»: 50– 70% от общего объема заданий. Отметка «2»: менее 50% от общего объема заданий. Физическая культура Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся: Знания При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование. Оценка «5»: учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, использует в деятельности. Оценка «4»: за тот же ответ, если в нѐм содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценка «3»: отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2»: незнание материала программы. Техника владения двигательными умениями и навыками Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод. Оценка «5»: движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чѐтко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. Оценка «4»: при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем оценивании, но допустил не более двух незначительных ошибок. Оценка «3»: двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. Оценка «2»: движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность Оценка «5»: Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. Оценка «4»: Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. Оценка «3»: более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Оценка «2»: учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. Уровень физической подготовленности учащихся Оценка «5»: исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определѐнный период времени. Оценка «4»: исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. Оценка «3»: исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. Оценка «2»: учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определѐнную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даѐт основание учителю для выставления высокой оценки. Общая оценка успеваемости складывается по основным видам программы путѐм сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений. Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учѐтом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.